25 октября, понедельник


















 
ИнтервьюВладимир Стеклов: театр – это сфера накопления, кино – область отдачи

31 Мая 2013 21:42


«Собачье сердце» - гениальная повесть Михаила Булгакова, которую мастерски экранизировал выдающийся российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Владимир Бортко. Теперь это произведение запомнится тоболякам еще и замечательным спектаклем, в котором роль профессора Преображенского сыграл актер театра и кино, народный артист России Владимир Стеклов. После выступления мастер сцены согласился на интервью для городского интернет-портала «Тобольск.ру». Владимир Стеклов оказался человеком вполне земным и легким в общении. 

- Давайте поговорим о профессии актера. Почему вы ее выбрали?

- Я сделал это сознательно. Мне было 16 лет. Я увлекался футболом и совершенно случайно попал в театральную студию. Как часто бывает, все решил случай. Наверное, мне было суждено стать актером и я лишь пошел по пути, который был предначертан. 

- Есть ли у вас звездные роли?

- Может быть и есть, но я стараюсь на это смотреть иначе, шире. У меня нет любимого цвета, любимой музыки, любимого композитора, любимого писателя. Хотя они, конечно, есть, но не представляют собой какую-то персональную величину. Поэтому говорить об одной звездной роли я бы не стал. И в кинематографе, и в театре я могу назвать несколько ролей, которые в немалой степени повлияли на мою творческую судьбу. Одной единственной нет.

- Что главное в жизни актера?

- Востребованность. Ангажированность. Как и в спорте: если ты сидишь на скамейке запасных пусть даже лучшей мировой команды или всего лишь числишься в труппе прославленного театра, то тебя будто нет, поскольку ты невидим. Поэтому я считаю, что востребованность - самое главное. Также немалую роль играет везение, его величество случай, который называют неизбежной закономерностью. Все это вкупе и составляет жизнь актера.

- Есть ли у вас кумиры?

- Из ныне здравствующих нет. Моими кумирами можно назвать Иннокентия Смоктуновского, Михаила Глузского, Олега Борисова. Все они уже находятся в другом измерении. В зарубежном кинематографе мне нравится творчество Джека Николсона, Дастина Хоффмана. Но я не могу назвать их кумирами, потому что ими могут стать только отечественные актеры.

- Каково ваше мнение о Станиславском?

- Я не был с ним знаком и не видел его на сцене. Видел лишь снимки его в той или иной роли. Однако по ним вряд ли можно сделать какие-то выводы. Что касается его теоретических работ, то он, несомненно, великий педагог.
 
- Вас чаще можно лицезреть на экране. Сильно ли отличается театр от телевидения и кинематографа?

- Это совершенно разные, в некотором роде даже полярные области искусства. Театр - это больше сфера накопления. Есть репетиционный процесс, который может длиться месяцами. Это более скрупулезная и тщательная работа. Каждый новый спектакль позволяет тебе совершенствоваться. В кинематографе все наоборот. Кино - это не накопление, а отдача. Отдача всего, что имеется у тебя в творческом багаже. Ты можешь и должен употребить в дело все свое актерское мастерство. На телевидении существует режиссерское видение, монтажный период. Часто все складывается не так, как ты предполагаешь. Как единожды запечатлелось, так и останется. Здесь ты меньше влияешь на результат.  

- Есть ли роли, которые бы вы никогда не сыграли?

- Наверное, да, существуют. Может быть, их даже немало - не моих ролей. В некоторых случаях можно себя преодолеть, поэкспериментировать вместе с режиссером. К примеру, я играл Сталина и Гитлера… Но есть исторические личности, я не стану называть их имен,  которых мне предлагали сыграть, но я отказывался - не мог переступить через себя.

- Один из американских сайтов опубликовал список киноактеров, для которых выбор некоторых ролей стал или едва не стал роковым. Верите ли вы, что бывают «проклятые роли»?

- Даже не знаю. Что же тогда говорить о сыгранной мною роли Гитлера?

- Вы суеверный человек?

- Более суеверных людей, чем служители Мельпомены, сложно найти. У актеров существуют приметы на все случаи жизни. Одни в них верят, другие относятся с большой долей иронии и шутя не противоречат первым. Я отношусь к числу вторых.

- Что бы вы посоветовали начинающим актерам?

- Учиться, учиться, учиться. Вчера, сегодня, завтра. Учиться постоянно. Сначала в учебном заведении, потом - в театре у мастеров. Накопление театрального и кинематографического опыта - это дело всей жизни. На любом творческом этапе актер должен внимательно всматриваться в окружающий мир.

Беседовала Ольга Серегина

Фото автора

12.10.2020

Юрий Конев – человек-легенда. Всем известен его вклад в становление Тюменской области как уникального сложно-построенного субъекта Федерации, в отстаивание тюменской самостоятельности на федеральном уровне, в развитие социальной и аграрной политики нашего региона. Юрий Михайлович – основатель мощной педагогической школы, выходцы которой учат школьников по всей России и далеко за ее пределами. Благодаря ему десяткам тысяч молодых людей 70-90-х годов двадцатого века удалось на пять лет своей жизни, наверное, самых главных лет, формирующих дальнейшее профессиональное становление, окунуться в уникальную атмосферу интеллектуального поиска, исследований, безграничного творчества и душевного тепла. Будучи ректором Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева, Юрий Михайлович создал уникальный вуз, где преподавали столичные профессора и учились талантливые, неравнодушные студенты. Во времена ректорства Конева была сформирована мощная образовательная и культурная среда, которая еще долго, уже без ректора Конева, продолжала  выпускать ярких молодых профессионалов. Специалистов коневской школы.        

26.02.2020

Интервью, посвященное итогам прошедшего года, с председателем Тобольского городского суда Галиной Жировой.

25.10.2019

С настоятелем  католического храма Тобольска отцом Дариушем Станьчиком мы решили поговорить на темы, о которых с духовными лицами говорить не принято – про заброшенные тобольские могилы, политику и деньги.

Читать еще