25 Октября 2019 11:33
В Тобольске прошел Первый Съезд потомков ссыльных поляков и научно-практическая конференция "Польский след в истории Сибири". В старинной сибирской столице польский след весьма заметный, а ныне Тобольский костел – один из культурных центров города, собирающий на концерты органной музыки людей самых разных национальностей и религиозных взглядов. Об этом много сказано. Поэтому с настоятелем католического храма Тобольска отцом Дариушем Станьчиком мы решили поговорить на темы, о которых с духовными лицами говорить не принято – про заброшенные тобольские могилы, политику и деньги.
- Отец Дариуш, Вы настоятель Тобольского костела уже 5 лет, где вы служили раньше, как давно Вы священник?
- 33 года как священник, в 1986 году в Польше рукоположен в священники. 5 лет служил в Польше, затем - в Вильнюсе, окончил университет в Риме.
- Как Вы оказались в Тобольске?
- В 2014 году я ехал на велосипеде, который мне подарил св. Иоанн Павел II из Вильнюса следом ссыльных поляков. Ехал, находил храмы и кладбища поляков и русских, молился и на этом пути нашел храм в Тобольске. Я очень доволен, что служу здесь, что встретил хороших католиков. Я хотел поддержать храм.
- Вы создаете в Тобольске «Союз поляков», что планируете делать?
- Хочу, чтобы каждый открыл историю своей семьи, своего рода. Среди нас есть писатели, музыканты, художники и каждый может что-то дать другому. Через нашу общину мы можем развиваться.
- Логичный вопрос, на какие деньги?
- За все свои поездки в Польшу и Литву, все свои деньги я вкладываю в Тобольск. Я получил немного поддержки из Польши на помощь местным полякам.
- В Тобольске есть памятники пребывания поляков здесь, но многие из них в плохом состоянии.
- О, да..
- Роща Журавского – самый заметный, пожалуй, след, оставленный поляками в Тобольске, но кедры там сохнут и гибнут один за другим. Масса польских надгробий, точнее их остатков, фрагментов разбросаны по кладбищу. Есть попытки местных исследователей их как-то отыскать и хотя бы описать..
- Мы будем входить в эту тему, я хочу получить поддержку от Польши на реставрацию памятников.
- Ваше отношение к антироссийской риторике польских политиков, сносу советских памятников в Польше? Как это сказывается на отношении к полякам в России? Размещение баз НАТО, военные учения по захвату Калининградской области.. Это влияет на вашу работу в России?
- Это не моя сфера – политика. Таких кладбищ Красной армии, как в Польше, нигде не встречал, никто так хорошо не ухаживает за ними, как в Польше, Литве. Они отреставрированы, там мусора не найдешь. А какие прекрасные церкви сейчас в Восточной Польше! И государство помогает православным. А риторика..... ну государство так решило, что я могу..
- Что такого Вы сделали, работая в России, что награждены президентом Польши Офицерским крестом ордена за заслуги перед страной?
- Я строил храмы в Польше, в Литве. Занимался с молодежью. И получил награды не только в Польше, но и в Риме, и в Британии. Они посмотрели, что я сделал, как я помогал выстраивать дружеские отношения с поляками и представителями других стран. За укрепление дружеских отношений между байкерами. У меня и в Польше, и в России, и в Белоруссии, и в Монголии друзья - байкеры. Мы как одна хорошая семья. Мы знаем – политика - это другие дела.
- Кто победил во Второй мировой войне?
- Я хорошо знаю, сколько русских солдат погибло. Без солдат русских не было бы Победы, не было бы мира. Никто не может закрывать глаза на участие народа России в Победе.
- Легко ли ксендзу соблюдать целибат – обет безбрачия и можно ли отказаться от него по католическим канонам?
- У меня нет проблемы. Идут разговоры, что можно поменять в католической церкви, сделать как в православной. Но у нас, если человек не может без венчания – надо уходить. Много ушло из священства. Но есть у священников понимание, что священство - это дар божий. Целибат - это тоже дар божий. Через целибат мы можем отдать себя для других людей.
Беседовал Вадим Калина