Вы уволены. Как уйти безболезненно
6 Апреля 2013 13:32

Речь пойдет об увольнении из компании, в которой вы верой и правдой, с вашей точки зрения, служили собственнику на должности менеджера выше среднего звена. При этом вряд ли имеют значение причины, способ и характер вашего ухода.
Те, кто переживал смену и поиск новой работы или просто уход из компании, знают, что этот факт приносит порцию негативных эмоций обеим сторонам. Причем если для компании эти негативные эмоции больше напоминают организационные проблемы, то для самого сотрудника это самый что ни на есть психологический стресс.
Редкие компании не заботятся о своей безопасности и так или иначе стараются быть готовы к потере руководителя. Кроме того, существует огромное количество методов и способов избежать дурных последствий (или амортизировать их) для работодателя. Что же касается сотрудника, то здесь каждый решает свои проблемы сам.
Ольга: «Вечером я приняла решение уйти из компании, а утром дома весь день пересаживала цветы. У меня было странное чувство легкости и свободы. Процесс земледелия увлекал, мне казалось, что я занимаюсь чем-то очень важным и значимым (хотя цветы пересаживала не раз в жизни). Я подумала, что так я бы сейчас организовывала какой-нибудь проект на работе».
Сергей: «Для меня было полной неожиданностью, когда шеф заявил мне о моем увольнении. Я испытал настоящий шок. О причинах увольнения шеф сказал, конечно, не все. После разговора мозги работали в бешеном режиме, я передумал все, что только можно представить, вспомнил такие детали в своей работе, которых раньше и не замечал. Я все время думал об этом, перебирал факты и события. В общем, все говорило о том, что я в стрессовой ситуации».
Лена: «После ухода я долго не могла привыкнуть к тому, что у меня не звонит сотовый телефон. На прежней работе в день я получала до 20 рабочих звонков, а сейчас мне звонили только друзья и родные, и то очень редко. Я заметила, что постоянно ношу телефон в руке и регулярно проверяю, не отключился ли он».
Инна: «Я предполагала, что меня уволят, отчего наделала еще больше ошибок. Я была очень зла и обижена. Тем более, финансовых запасов для поиска новой работы у меня не было. Я придумывала планы мести – от суда до написания какой-нибудь обидной статьи в газету. Я готова была свернуть горы, добиться крутой должности в более известной компании, стать президентом России, в конце концов, чтобы они поняли, как были не правы! Я успокоилась со временем, найдя другую более выгодную работу, быстро приспособилась к новому коллективу. Однажды, когда коммерческий представитель прежнего работодателя пришел ко мне предлагать сделку, я резко отказала ему, а на коммерческом предложении написала: «Наша компания в ваших услугах не нуждается». Это было глупо, конечно. Я удивилась, насколько глубока моя обида!».
Аркадий: «После того, как меня вынудили уйти из банка, я за месяц подготовил реферат судьи, который писал уже несколько лет, и на ближайшей коллегии сдал экзамен. Думаю, не случись тогда неприятностей, я бы так и не стал судьей».
Уход от работодателя - это как развод в браке. Кто-то не спит ночами, кто-то летает от счастья, одни готовятся к нему годами, постепенно создавая новую семью, другие уходят, забрав с собой лишь зубную щетку. Причин, по которым сотрудник и работодатель перестали друг друга устраивать, много. Обычно это ситуация не одного дня. И если «развод» неизбежен, то результат для менеджера может быть представлен в следующих вариантах: вас «попросили». Вы больше не устраиваете вашу компанию.
Понятно, что работодатель в данном случае принял решение осознано, продумал варианты, присмотрел (или уже заказал в кадровом агентстве) замену. Наверняка какое-то время вас даже пытались изменить, наставить на путь истинный, но все действия не возымели успеха, поэтому в итоге: «мы в ваших услугах больше не нуждаемся».
Для вас эта фраза: а) оказалась полной неожиданностью; б) была весьма ожидаема, т. к. вы давно замечали некоторую холодность и недомолвки; в) стала логическим завершением.
И вот этот час настал. Как быть и как себя вести в такой беседе?
Шаг первый.
Такие беседы начинаются, как правило, с высказывания претензий и причин увольнения. Прежде всего, вы имеете право знать правду. Это поможет вам в дальнейшем избегать старых ошибок. Работодатель, может быть, и не настроен на то, чтобы сказать правду, у него в запасе заготовлена удобная красивая причина, он даже репетировал ее. Внимательно выслушайте его. Промолчите, если хотите знать правду. Дайте ему остановиться три раза. Работодатель сказал первую заготовленную фразу. Пауза. Продолжайте молчать. Работодатель вынужден будет продолжить, но теперь даваемая информация будет более близка к истине. Он высказался. Снова пауза с вашей стороны. Продолжайте внимательно слушать. И вот тут вы, вероятнее всего, услышите настоящую правду. И только после третьей паузы начинайте говорить.
Шаг второй.
Поинтересуйтесь, какие предложения есть у работодателя на предмет вашего ухода. Если шеф задумывал от вас избавиться, то он продумал и это. Он может предложить для вас очень выгодные условия – компенсации, другие должности, длительные отпуска, рекомендации и т. п. Важно! Никогда не произносите за работодателя сообщение о вашем увольнении. Это грубая ошибка, когда вы, услышав о себе много интересного, вдруг констатируете: «Я все понял, с какого числа писать заявление?»
Работодателю от вашей догадливости ни тепло, ни холодно. Ему все равно. Во-первых, это не ваша компетенция - самого себя увольнять. Во-вторых, вы можете спутать ситуации воспитания и увольнения. Ну и конечно, нельзя начинать спорить и на предъявленные обвинения давать контраргументы. Если уж вам очень хочется высказаться, спросите у шефа, хочет ли он услышать ваши объяснения. Только не забудьте, что он может согласиться из вежливости. По опыту, даже если вы постараетесь быть очень конструктивны, такой разговор превратится в спор.
Шаг третий.
После того, как вы получили всю необходимую информацию, согласитесь с увольнением и просите время на обдумывание своих дальнейших действий. Это успокоит работодателя и даст возможность вам думать спокойно. Не пишите заявление сразу после разговора, даже если на этом настаивают. Заверьте, что оно будет написано после оговоренного срока, и как подтверждение наличия договоренности не имеет значения - вашего слова вполне достаточно. Срок ожидания не должен превышать 2-3 дней, лучше, если в него попадут выходные.
Шаг четвертый и последний.
Чтобы адекватно оценить ситуацию и принять правильное решение, нужна холодная голова. У каждого свой способ.
Исходя из ваших потребностей, готовьте ответ работодателю. Принимайте все интересные для вас предложения с первого раза; не заставляйте себя упрашивать; перед тем, как выдвинуть свои условия, подумайте, а если уж высказали их, будьте тверды.
Другой вариант ситуации: вы хотите уйти, т. к. вас что-то не устраивает или у вас есть более выгодное предложение. Вы с вашей компанией дали друг другу все, что могли, ваш личностный рост здесь более не возможен. Этот вариант напоминает первый со сменой сторон.
Вам следует для такого разговора подготовить:
- Достоверную причину смены работы (увольнения). Учтите, что она должна быть истинной. Рано или поздно правда станет известна, и это повредит вашей репутации на рынке труда;
- Предложения по вашему уходу: вариант вашей замены, максимальный срок до события, ваши финансовые притязания и т. п.
Не стоит перекладывать ответственность за ваше решение на работодателя, достаточно того, что вы и так доставили компании определенные неудобства.
Третий вариант: конфликт. Не увольняйтесь с работы из-за конфликта, а только если нет перспективы для личностного роста. Дело в том, что конфликты связаны с особенностями личности конфликтующего. И если был конфликт на этом производстве, то будет и на следующем. Другое дело, если на этом производстве нет возможностей для личностного роста. Тогда, конечно, нужно увольняться, даже если и нет конфликта. А сам конфликт можно использовать в качестве возможности потренироваться, как правильно выходить из конфликта. Обычно после разрешения конфликта необходимость увольняться исчезает.
Вы ушли. Как снизить для себя вероятность негативных психологических последствий?
Начало решения многих проблем – знать, что вы хотите. Поэтому прежде всего определите вашу цель. На первый взгляд кажется, что это весьма просто. Но зачастую мы определяем для себя как цель то, что надо для дела, а не то, чего мы хотим. В начале статьи приведен пример Инны. Два фактора определили ее дальнейшие действия: отсутствие сторонней финансовой поддержки и желание доказать несправедливость увольнения. В результате новое место работы оказалось выгодным, адаптация прошла быстро. Но путь не был завершен, ведь о ее успехах старый работодатель не знал. Последовала элементарная месть, объектом которой стал ничего не подозревающий менеджер прежнего работодателя. Удовлетворения Инна не получила.
Если помните, первый этап постановки цели вы уже прошли, когда готовили ответ работодателю. Сейчас сформулируйте ее более детально, набросайте план действий - и вперед. Если не знаешь, что делать, делай шаг вперед. С вашим послужным списком вряд ли возникнет проблема найти такое место. Скорее всего, через некоторое время вы начнете искать более подходящую работу.
Плюсы: вы застрахованы от развития комплекса неполноценности. В девяти случаях из десяти работодатель при увольнении обвиняет вас в непрофессионализме. Это не может не задеть. Тот факт, что вы быстро нашли работу, повысит вашу самооценку.
Минусы: только для нового работодателя. Вряд ли вы станете полностью вкладываться в работу, переваривая случившееся. Совет компаниям, которые решили подобрать только что освободившегося менеджера, – будьте внимательны и изначально к нему требовательны. Если у вас есть деньги для того чтобы не торопиться или собственная самооценка не позволяет вам согласиться на меньшее, вы ищете более выгодное место.
Вы сознательно подходите к выбору нового места, а значит, более лояльны к новому работодателю. Есть возможность проверить старых друзей и прочность накопленных деловых связей.
Но поиск более выгодного места может оказаться не столь успешным, как хотелось бы, и есть возможность получить дополнительные проблемы психологического плана.
А у тех, кто заранее нашел более выгодное место, тоже есть одна проблема. На первый взгляд ситуация может показаться идеальной, ведь это ваш сознательный шаг – вы нашли то, что искали. Однако перешедшие сотрудники очень часто забывают, что пришли в чужой монастырь. Попытайтесь избежать фраз типа: «А вот у нас в «Рогах и копытах»…
Следующий самый приятный сценарий: вы ничего не ищете и наслаждаетесь жизнью. И правильно делаете. Если у вас есть возможность, настроение и деньги, то именно так и следует сделать. Лучшее лекарство – это смена рода деятельности. Работу меняем на отдых, корпоративные вечеринки - на эстетические развлечения (театры, музеи), офис - на пляж. Не забудьте вовремя остановиться.
И самый неприятный сценарий - вы ничего не ищете и свет вам не мил. Симптомы: диван и (или) спиртное занимают времени больше, чем все остальное, преобладают мысли типа «какой же я несчастный», «они неблагодарные», «я им всем отомщу», «сам виноват, дурак», «я ничего не стою на самом деле» и т. д., вы перестаете слышать окружающих, вынуждая слушать их свою историю в 101-й раз. Надеемся, что это не про вас.
Источник: E-xecutive.ru
Работа

05.07.2021
ИТ-специалиста без опыта работы готовы взять 19% компаний, а работника со стажем от 1 года до 3 лет готовы трудоустроить уже 61% организаций.

30.12.2020
Модернизация должна изменить устоявшееся представление о службе занятости населения.

26.12.2020
Правительство региона поддержало инициативу президента.